Единый интернет-портал финансовой грамотности населения
План совместных действий по повышению финансовой грамотности населения на 2019 - 2024 годы
Ежегодно в марте во всем мире проводится Неделя финансовой грамотности детей и молодежи – глобальная кампания по повышению осведомленности детей и молодежи о финансах.
В нашей стране Неделя финансовой грамотности пройдет с 18 по 24 марта 2024 года на тему «Личные финансы со знаком качества». Ее организатором традиционно выступил Национальный банк Республики Беларусь.
Церемония открытия кампании состоится на Белорусской валютно-фондовой бирже. Символический удар в биржевой колокол ознаменует открытие Недели финансовой грамотности детей и молодежи и даст старт проведению многочисленных образовательных мероприятий по финансовой грамотности для подрастающего поколения по всей Беларуси.
В рамках кампании Национальный банк проводит конкурс видеоблогеров «Деньги имеют значение». Для участия необходимо снять видеоролик на тему безопасности личных финансов. Рекомендуемая продолжительность видеоролика – 3 минуты. Заявку на участие в конкурсе, согласие на обработку персональных данных, а также свою конкурсную работу (ссылку на видеоролик либо сам видеоролик) необходимо до 10 марта 2024 года направить на электронный адрес: konkurs@nbrb.by. Итоги конкурса будут объявлены не позднее 24 марта 2024 года.
Более подробно о конкурсе читайте на Едином интернет-портале финансовой грамотности по ссылке: https://www.fingramota.by/ru/news/3167.
Подготовлено по материалам сайта https://www.fingramota.by
Консультация для родителей
«Дети и деньги. Финансовое воспитание ребенка»
О принципах правильного обращения с деньгами важно знать еще с детства. Не стоит лишать ребенка карманных средств, контролировать его расходы и оплачивать помощь по дому. Предлагаем детально ознакомиться с этими и прочими ошибками в финансовом воспитании ребенка.1. Запрет разговоров о деньгах. Многие родители предпочитают не посвящать детей в финансовые дела семьи. Обычно разговор о планировании месячного бюджета проходит без их присутствия. В результате этого у подрастающего поколения может сложиться неправильное представление о назначении денег, а в более зрелом возрасте возникнут затруднения с распоряжением собственными средствами. Помните, что обсуждение семейного бюджета – вполне нормальный процесс, который не стоит скрывать от ребенка. Он помогает понять, каким образом нужно тратить деньги, тем самым формируя финансовую грамотность. 2. Отсутствие карманных денег и наличие собственных денег позволяет детям чувствовать себя самостоятельными. Примерно с 6 лет попробуйте еженедельно или ежемесячно выделять ребенку небольшие суммы, которые ему можно будет использовать по собственному усмотрению. С возрастом он начнет тратить эти деньги с умом – оплачивать Интернет или приобретать подарки в честь какого-либо праздника. 3. Постоянное контролирование. Не стоит запрещать ребенку покупать что-либо на карманные деньги или ругать его за очередную ненужную трату. Разумеется, вы хотите научить его правильно обращаться с финансами, руководствуясь лишь благими намерениями. Однако получается, что выделенные средства принадлежат вашим детям лишь формально. Столь жесткий подход порождает чувство неуверенности – ребенок постоянно боится совершить ошибку и прогневить родителей. Готовьтесь к тому, что изначально попытки самостоятельной траты денег будут ошибочными. Только так накапливается ценный опыт и постепенно начинают соизмеряться желания и возможности. 4. Полное отсутствие контроля .Важно не впадать в крайности, стараясь все же принимать участие в финансовом воспитании школьника. Он должен быть уверен в том, что у него есть надежная опора в лице родителей, которые дадут мудрый совет и поддержат. Обязательно озвучьте основные правила обращения с деньгами: брать с собой только мелкие суммы, не рассказывать друзьям о своем «богатстве», избегать азартных игр и споров. Дайте совет, как быстрее собрать необходимую сумму на приобретение вожделенной игрушки. 5. Денежное вознаграждение за достижения . Не рекомендуется использовать деньги в качестве стимула – это касается как хороших оценок, так и примерного поведения. Ребенок учится в школе не для того, чтобы заработать, а стремится обрести необходимые в дальнейшей жизни знания и опыт. Это является практически единственной серьезной задачей школьника на протяжении всего периода пребывания в среднем учебном заведении, поэтому научитесь прививать тягу к знаниям как-нибудь иначе. В крайнем случае пусть подарком за табель с отличными отметками будут полезные вещи – компьютер или экскурсионная поездка в другой город. 6. Оплата помощи по дому . Постоянное вручение денежных средств за тщательно убранную комнату или вовремя политые цветы – не лучшее решение. Дети быстро привыкнут к такому способу «заработка» и в дальнейшем откажутся делать что-то бесплатно. А ведь мать не получает доплату за приготовленный ужин, а отец ремонтирует сломавшийся пылесос совершенно бесплатно. Приучите ребенка к той мысли, что все члены семьи должны в равной степени заботиться о доме и создавать в нем уют. Лучше предоставить подростку нематериальные привилегии за покупку продуктов или помощь в воспитании младшего брата. 7. Измерение всего деньгами. Необходимо научить ребенка правильно распределять ценности, не пренебрегая при этом духовным воспитанием. Конечно, финансово успешный человек имеет массу преимуществ, но обеспеченность вовсе не предполагает наличие безграничных возможностей. Стоит объяснить детям, что важность человека измеряется вовсе не его благосостоянием. Сформировать правильное отношение к нематериальным ценностям помогут книги, иллюстрации или фильмы, основной тематикой которых является любовь, дружба, добро и взаимопомощь. 8. Отбирание заработка. Часто подростки хотят немного подзаработать в период летних каникул. Не нужно отбирать у них всю зарплату для пополнения семейного бюджета. Лучше попросите приобрести угощение для всей семьи или предложите частично оплатить общий поход в кино. При этом часть средств все равно должна оставаться у ребенка для личных нужд. Будет полезным проинформировать его о возможности накопления капитала – например, десятую часть заработанных денег можно ежемесячно откладывать на сберегательный счет. 9. Выбор профессии по зарплате. Существует множество профессий, не предполагающих карьерного роста и солидного заработка. Подросток вправе выбирать понравившуюся специальность и реализовывать себя в близкой ему сфере. Вам может не нравиться его выбор, но следует уважать его. Предложите обсудить его планы на ближайшие несколько лет. Спросите, кем он видит себя после окончания института, и поинтересуйтесь, будет ли полностью удовлетворен жизнью, если получит желаемое место работы. Наиболее убедительным аргументом станет пример родителей. Поделитесь с детьми личным опытом выбора профессии, восхождения по карьерной лестнице и собственными достижениями. 10. Манипуляция деньгами. Основная цель выдачи карманных денег – заложение основ финансовой грамотности. С их помощью ребенок чувствует самостоятельность и ответственность за собственные действия. Сделайте процесс получения денежных средств прозрачным и очевидным. Рекомендуется наладить четкую и последовательную схему выплаты определенной суммы, которая никаким образом не должна влиять на отношения между родителями и детьми. Лишать карманных средств стоит только за серьезные проступки.
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Видеоролики для проведения занятий "Основы финансовой грамотности"
Уважаемые учащиеся! Для повышения собственной финансовой грамотности, а также для подготовки к олимпиаде по финансовой грамотности рекомендуем оспользование следующих информационных ресурсов:
http://fingramota.by/ru/participants - единый портал финансовой грамотности населения;
http://nbrb.by/ - сайт Национального банка РБ раздел "Финансовая грамотность";
Официальные сайты банков Республики Беларусь, раздел "Финансовая грамотность";
Игра "Финансовый футбол", которая размещена на сайте Национального банка и на других сайтах в сети интернет;
Мультфильм "Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым", размещенный на едином интернет-портале финансовой грамотности населения http://fingramota.by/ru/participants;
ЛИТЕРАТУРА:
1. Банковский кодекс РБ от 25.10.2010 №441-З (главы 2,4,18,21)
2. Закон РБ "О кредитных историях" от 10.11.2008 №441-З
3. Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата,утвержденная постановлением Правления Национального банка РБ от 30.12.2003 №226
4.Инструкция о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утвержденная постановлением Правления Национального банка РБ от 18.01.2013 №34
5 Антипенко О. "Денежная азбука"
6. Горяев А., Чумаченко В., "Финансовая грамотность для школьников".
Об онлайн-обучении финансовой грамотности
В Министерство образования поступило обращение ОАО «БПС-Сбербанк» (далее – БПБ-Сбербанк) о проведении мероприятий, направленных на повышение финансовой культуры детей и молодежи. С этой целью БПС-Сбербанком созданы обучающие ролики, которые содержат информацию об основах финансовой грамотности, управлении личными финансами, важности сбережений, правилах личной финансовой безопасности.
БПС-Сбербанк предоставляет ссылки доступа, по которым учащиеся могут ознакомиться с содержанием обучающих материалов:
https://youtu.be/RBHA9j_XwIo;
https://youtu.be/vZx9Z-lleyw;
https://youtu.be/RtcA4PcDqxo.
Кроме этого, с содержанием обучающих роликов можно ознакомиться на официальном сайте БПС-Сбербанка по ссылке https://www.bps-sberbank.by/new/learn2003.